Главная страница
Кто на сайте
Сейчас 8 гостей онлайн
Объявления
Голосования
В статьях, опубликованных на сайте, для обозначения температуры используется градус Реомюра. Следует ли перевести величины в градусы Цельсия?
 
Посещаемость

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Детские болезни. Дети, — что вполне естественно, — наиболее подвержены заболеваниям в первые месяцы своей жизни; нередко эти заболевания, при неправильном лечении, ведут к смерти или к продолжительной слабости и болезненности.

Надо, впрочем, заметить, что в большинстве случаев, болезни возникают или принимают опасное течение вследствие того, что у ребенка бывает отнята данная ему от природы способность сопротивляться вредным влияниям. Случается это благодаря тому, что ребенка держат слишком тепло (пуховые перинки, грелки, жарко истопленные печи и т. д.), недостаточно ухаживают за его кожей, дают раздражающую, тяжело перевариваемую пищу, искусственные пищевые продукты, слишком горячее и сладкое питье и т. п., наконец, то же может случиться, если у матери нечистое молоко. Если такой изнеженный, неправильно кормленный, перекормленный и т. п. ребенок попадет на сквозняк, простудится иным образом или подвергнется какому-либо болезнетворному влиянию, то он немедленно оказывается больным, так как у него отнята всякая сила и сопротивления, благодаря изнеженности и т. п. См. еще «Закаливание» в алфавитном указателе.

 

Детскими болезнями называют такие болезни, которые поражают главным образом детей. Главнейшие детские болезни следующие: английская болезнь, скарлатина, корь, оспа, ветреная оспа, коклюш, понос со рвотою или детская холера, круп или перепончатая жаба, дифтерит или жаба, молочница, воспаление глаз у новорожденных, рвота у детей, эклампсия у детей, желтуха новорожденных, поранения детей, судороги детские, парши, краснуха, острая водянка головы, гнилостное воспаление рта (Stomakoce), свинка, глисты, прирастание языка, тяжелое прорезывание зубов, бессонница у детей и т. д. Лечение смотри при описании соответствующих болезней. См. еще главу с «Золотушные дети».

Лечение. При обычном недомогании детей независимо от того, есть ли лихорадка или ее нет, мать должна прежде всего следить, чтобы ножки у ребенка были теплы; если ножки холодны, что бывает очень часто, то их следует растереть горячими руками или согреть шерстяным платком, или же делать ножную паровую ванну или горячую ножную ванну, при чем, в первом случае, ребенку охлаждают голову. После ножной паровой ванны делают (прохладное) обтирание спины и всей ноги в 15—20° R., после этого обтирают все тело (тепловатой водой) в 20— 22° R., вытирают его вновь, растирают и затем укладывают ребенка в постель, наложив компресс на животик, и хорошо укрывают.

Прежде всего ставят еще ребенку клистир в 22° R. (теплый и чтобы вызвать стул).

Вместо указанного выше полного обтирания, можно сделать (теплую) ванну в 24 — 27° R., с несколько более холодным обливанием и после этого тело и ноги надо также хорошо растереть, а если нужно, и охладить голову. После ванны, не вытирая ребенка, делают ему сухое обвертывание (простыня и шерстяное одеяло), стягивая его не слишком сильно и покрывают сверху пуховиком. Если нужно, то к ногам кладут бутылки или глиняные бутылки *), наполненные кипящей водой, обвернутые горячей, влажной полотняной тряпкой и воткнутые в чулок. Обыкновенно, ребенок после этого засыпает и потеет. Если же вызвать пот не удалось, то на следующий день надо повторить процедуру или же сделать трехчетвертное обвертывание. С появлением пота, часто прекращается и самое болезненное состояние. После каждого обвертывания ребенку делают (теплое) обтирание в 20—22° R. или ванну в 24—26° R.

Спящих детей не надо будить ни в каком случае. Если их начнет тяготить обвертывание, они сами проснутся.

Не следует, однако, злоупотреблять обвертываниями, т. е. не надо делать их слишком часто и оставлять в них ребенка слишком долго, чтобы не ослабить его. Пот нельзя вызвать насильно; если он готов, то он и сам выступит, даже без укутывания или обвертываний.

Еще раз даю убедительнейший совет всякой матери немедля вынимать из обвертывания ребенка, если таковое беспокоит его (разумеется, если это не простой каприз). Пусть каждая мать внимательно следит и изучает своего ребенка и не уходит из дому, пока продолжается обвертывание, иначе сильный крик в отсутствие ее и связанное с этим возбуждение могут сильно повредить ребенку **).

Кроме этих приемов лечения, которые, смотря по надобности, можно продолжать несколько дней, следует на ночь класть компресс на живот, а если лихорадка усиливается, то необходимо часто повторять паровые ванн в постели, трехчетвертные обвертывания, ванны и другие противолихорадочные приемы. При лихорадке можно также рекомендовать полные обтирания. Вместо паровых ванн в постели и трехчетвертных обвертываний (дети обыкновенно сопротивляются при делании таковых) можно делать возбуждающие обвертывания ног и икр в связи с компрессом на живот, после чего ребенка укладывают в постель.

При детских болезнях вообще можно рекомендовать ножные и ручные ванны. Прежде же всего ребенок должен получать нераздражающую пищу и много дышать свежим воздухом, делать много движения на открытом воздухе или в хорошо проветриваемых комнатах спать, с открытыми окнами. Следует также давать для питья свежую воду и ставить клистры для облегчения стула и как отвлекающее средство. (При упорных запорах см. главу «Запоры»).

В иных случаях нездоровье исчезает через несколько дней, иногда же длится 8—14 дней даже при наилучшем уходе. Природа требует известное количество времени, чтобы удалить из тела болезнетворные материи или устранить причины, вызвавшие нездоровье. Поэтому нечего унывать, если нездоровье не исчезает немедленно, но и следует помнить данные здесь указания и продолжать делать перечисленные здесь приемы лечения. Весьма полезен также массаж, например, частое разминание, похлопывание и постукивание всего тела после ежедневной ванны или полного обтирания, а для детей постарше врачебная гимнастика и именно группа пятая. Подробнее о приемах лечения, массаже и врачебной гимнастике см. в алфавитном указателе.

При некоторых заболеваниях полезно вызвать энергичное возбуждение обмена веществ, производя два раза в день разминание всего тела, а особенно рук и ног (при коклюше также затылка). Подробнее смотри еще в отделах: «Бессонница», «Дети, кормленье их грудью», «Указания, касающиеся блага детей, собствен. младенцев», «Выздоравливание» и «Послеобеденный сон наших детей».

Всякий ребенок может благодарить Бога, если его родители опытны в применении естественного метода лечения и могут, благодаря этому, немедленно по наступлении болезни значительно облегчить ее течение. Такой ребенок избегнет множества страданий и неприятностей, которые выпадают на долю детей, которых, немедленно после заболевания, начинают пичкать ядами, лекарствами и возбуждающими веществами, чем и закладывают основание для будущей болезненности.

Д-р Бок говорит: «Горе тем детям, которые попали в руки докторов, любящих пичкать лекарствами».

Всякое обвертывание, компресс и т. п. надо делать ребенку решительно и быстро, вследствие чего полезно упражняться в делании полных и трехчетвертных обвертываний и т. п. на здоровых и одетых ребятах, пользуясь сухими простынями; надо помнить, что нет ничего неприятнее, как неумелый уход.

Обвертывания трудно или невозможно делать в колыбели, поэтому маленьких детей надо обвертывать на столе, подложив им под голову подушечку и, сделав обвертывание, вновь отнести в колыбель или в постель.

Детская болезнь. (Смертный случай в моей семье).

Первое воскресенье мая месяца 1872 года было для нас знаменательным днем, так как было празднество по случаю крещения нашего ребенка, на которое, кроме кумовьев, были приглашены мои и женины родители, родные и друзья. Моя трехлетняя дочь получила по этому случаю пару новых золотых сережек и отправилась со мною на вокзал встречать наших родных и знакомых, причем бабушка принесла внучке пару крашеных крутых яиц, которые ребенок постепенно сел. После этого ребенок ел еще в течение дня пирожки и пр., а вечером ужинал и вскоре после того был уложен кухаркой в постель, мы же весело справляли крестины до глубокой ночи.

Ребенок спал несколько времени покойно, как вдруг моя жена услыхала громкое храпение и увидала, что ребенок корчится в судорогах. В испуге она позвала меня и все мы поспешили к ребенку, который лежал в судорогах, храпел, вращал глазами и сучил ручками позднее показалась пена изо рта. Мы стояли кругом испуганные и безмолвные (было уже за полночь и доктора было нелегко достать, да кроме того старики советовали не трогать ребенка, чтобы искаженные черты лица так не остались навсегда). Моя мать схватила евангелие и положила ребенку под голову, что и теперь нередко делают старые люди, но и это, разумеется, не помогло. Храпение становилось все громче и громче, так что было слышно даже у соседей, а мы толпились кругом в отчаянии и не знали, что предпринять. Через 1,5—2 часа ребенок был уже мертв.

Что же было причиной этого внезапного заболевания и смерти? Я не нахожу другой причины, кроме переполнения желудка (ребенок сел два крутых яйца — тогда я не знал, насколько тяжело перевариваемая вещь крутые яйца, особенно для детей—затем в течение дня ел пирожки и проч., а вечером сел целый ужин, состоявший из супа, жаркого, компота и пр., и вскоре после того был уложен в постель кухаркой, кормившей его). Полный желудок не мог переработать непомерного количества тяжело перевариваемой пищи, вследствие чего образовался сильный прилив крови к этому органу, и вызвавший судороги. (Ребенок пользовался перед этим цветущим здоровьем и никогда не страдал судорогами).

Если бы я был тогда знаком с естественным методом лечения, то я вынул бы ребенка из постели и сделал бы энергичное полное обтирание, особенно сильно растирая руки и ноги, чтобы таким образом отвлечь кровь от внутренних органов, где она вызывала удушающие судороги, в конечности, чем и был бы спасен мой ребенок, тем более, что мы вовремя заметили внезапное заболевание, но тогда ребенок скончался без всякой помощи к неописуемому горю родителей и всех близких.

Этого дня я никогда не забуду.

Какое громадное значение имеет при таких внезапных заболеваниях знакомство с естественным методом лечения. Быть может, одного хорошего растирания и самое большее еще последующего полного Обвертывания, т. е. паровой ванны, в постели, было бы вполне достаточно для устранения всякой опасности и ребенок был бы спасен.

 

В июне 1892 года у меня опять заболел двухлетний ребенок, причем, проявление болезни было совершенно тождественно. Войдя в спальню, я заметил, что ребенок, который уже 2 дня был не совсем здоров, сильно храпит, лицо у него было скорчено, у рта была пена ручки были судорожно сжаты; я сильно испугался, увидав его, так и сяк перед моими глазами была та же ужасная картина, что и двадцать лет тому назад, как описано выше. Я тотчас же начал растирать ручки и ножки, но, увидав, что облегчение сразу не приходит, бросил растирание и позвал жену. Вдвоем мы пришлось растирать руки, ноги, грудь и спину и магнетизировали ребенка, пока не прошла удушающая судорога и ребенок не стал покойнее. Затем мы быстро приготовили полное обвертывание (паровую ванну в постели) и уложили туда ребенка, положив в ноги согревающую бутылку, обвернутую мокрой тряпкой. Сначала казалось, будто судорога усиливается, но, когда бутылка хорошо нагрела ноги. Ребенок покойно заснул и после двухчасового сна всякая опасность миновала, ребенок не мог только в этот день глотать, говорить и бегать, так сильно скрутил его этот припадок. Если бы я и теперь рак и 20 лет тому назад не знал, как взяться за дело, то, вероятно, и этот ребенок умер бы так же быстро, как и первый (задохнулся бы), а теперь он на следующий же день отправился гулять.

Детские болезни. (История болезни).

Сообщение О. Вайнера, директора санатории Бильца в Дрездене-Радебейне.

31го октября 1893 года меня пригласили к мяснику Линднеру в Лейсниге. На мой вопрос, не принадлежат ли родные к числу членов какого-либо общества для распространения естественного метода лечения, мне ответили, что они знакомы с этим методом только понаслышке, но незнакомы с приемами лечения. Два доктора медицины, лечившие больную — 5-летнюю девочку, отказались от нее, и потому родные захотели еще испытать естественный метод лечения, чтобы не делать себе в будущем упреков за то, что они сделали не все возможное для спасения ребенка. Я осмотрел пациентку и нашел ее почти в безнадежном положении. Она уже вполне потеряла сознание и на заданные вопросы нельзя было добиться ответа. Лицо было красно, болезненно скорчено, а частое хватание себя за голову давало основание предположить наличность сильной головной боли. При этом уже несколько дней продолжалась страшнейшая рвота, так что даже влитые в рот лекарства немедленно извергались назад. Кожа была вялая, дряблая и покрытая липким потом, руки и ноги были холодные, пульс замедлен, деятельность сердца неправильна; наконец, была сильнейшая лихорадка (температура 41,5°) и сильные судороги.

До сих пор лечение состояло в давании всевозможных лекарств, так, например, на столе стояли еще стекляночки с дигиталисом. Tet Strophanti, хлоралгидратом и морфием, каковые снадобья сменяли одно другое и дополнялись ледяным пузырем на голову. С каким успехом все это применялось, видно было из состояния больной. После исследования мне стало совершенно ясно, что я имею дело с сильным воспалением мозга и что нельзя было терять ни одного мгновения. Немедленно я предписал для отвлекающего действия клистир в 20° R. в 0,25 литра и успокаивающее полное обвертывание в 20° R. с прохладными, часто переменяемыми компрессами на лоб. Действие оказалось очень хорошим; пациентка не металась так сильно в постели, как прежде, и стала гораздо слабее бредить, короче сказать она вообще стала спокойнее. После этого было сделано полное обмывание (в 18° R) и обвертывание икр в связи с компрессом на живот и укладкой согревающих бутылок к холодным ногам; в результате пациентка пров?ла ночь довольно покойно и к утру жар уменьшился на 2°.

Когда на утро докторам медицины было отказано, один из них ядовито усмехнулся, говоря о естественном методе лечения, и пожелал всякого счастья. Несмотря на временное улучшение, дело обстояло еще далеко неблестяще. В течение следующего же дня опять возвратились судороги и бред и снова пришлось энергично и терпеливо работать, чтобы вырвать у смерти ее жертву. Отвлекающие обвертывания, успокаивающие ванны, освежающие обмывания, клистиры и пр. следовали друг за другом в надлежащей последовательности и применялись одновременно с легкой диетой; благодаря всему этому удалось, наконец, побороть силу болезни и на девятый день я мог объявить, что ребенок вне опасности. Затем наступило медленное выздоровление.

Смертность детей.

Из книги д-ра Мейнерта „Как можно хорошо и дешево питаться”.

Ужасающая смертность детей на первом году жизни обуславливается, прежде всего, плохим питанием, тем, что бросают кормить грудью, и, наконец, слишком ранним вынесением на воздух и пьянством родителей.

Почти треть смертных случаев на первом году жизни бывает следствием расстройства пищеварения и питания; на втором году выступают на первый план болезни органов дыхания, потому что уже на первом году умирает большая часть детей, силы которых недостаточны для того, чтобы перенести бессердечное и. неподходящее питание. Смертность детей в тех местностях, где в обычае, искусственное выкармливание, как раз вдвое болеет чем там, где матери кормят сами.

Следующая табличка говорит красноречивее, чем тысячи человек.

Для одного Берлина потеря человеческих жизней вследствие замены молока матери искусственным кормлением (собственно благодаря качеству искусственного корма) за один 1878 год составляла почтенную цифру 3216.

Итак заботьтесь, матери, о том, чтобы давать вашим детям, которых вы с таким трудом вынашиваете, хорошее молоко и в достаточном количестве; когда вы будете прижимать к сердцу ребенка и он будет покоиться у вашей груди, тогда заботьтесь, чтобы он из вас и через вас получал обильную пищу которая создана для него, так же как он сам для вас.

Как воспитать детей здоровыми, — слово к родителям.

Драгоценнейшее сокровище человека есть здоровье. Не есть ли поэтому наш первейший долг делать все возможное для его сохранения и укрепления? Ничем, однако, нельзя лучше укрепить и сохранить здоровье, как закаливанием в детстве. Такое закаливание может быть достигнуто, во-первых, ежедневными прохладными ваннами, обмываниями и пр., а также правильным и полезным для здоровья одеванием. Нельзя оспаривать, что в деле одевания детей за последние 10 лет с гигиенической точки зрения сделаны значительные успехи. Только по отношении к несчастным ногам грешат по-прежнему; об этом свидетельствуют постоянные жалобы на то, что «ноги холодны», и на простуду, вызванную промачиванием ног. Основное положение гигиены, что «ноги надо держать в тепле», вообще верно, но из этого совершенно еще не следует, что ноги надо держать как можно более укутанными. По отношению к развитию собственной полноты, ноги находятся в таком же положении по отношению к туловищу, как и руки, но в то самое время, когда большая часть детей даже и в большой мороз ходит с голыми руками, родители их подумывают о том, как бы им поплотнее и потеплее укутать детские ножки. Для этой цели существуют шерстяные чулки, теплые сапоги, вкладыши подошвы, резиновые калоши на толстой подкладке, гамаши и, несмотря на то, или, лучше сказать, вследствие этого у детей бывают холодные ноги и они заболевают, как только промочит их. Наоборот, многие выдающиеся гигиенисты и педагоги назову только упомянутых в энциклопедии воспитания детей д-ра ІІІмидтбауэра — Песталоцци, Руссо, Лока, А. Рикли, Г. Каница, па­стора Кнейппа, д-ра мед. Фогеля, ?. Гана, Левенбрюка, д-р, ІІІмидта), неоднократно повторяли, что нет ничего более здоровою, как возможно больше ходить босиком, и что дети должны почти постоянно ходит босиком. И в самом деле, опыт показал, что люди, ходившие в детстве постоянно босиком, гораздо менее чувствительные к холоду и редко страдают тем, что ноги становятся холодными и т. п. Всякий легко может убедиться, какое благодеяние составляет возможность, хотя бы летом в своем садике, проветрить свои ноги, как это освежает тело и при частом повторении закаляет ноги, делая их мало чувствительными к сырости и холоду. Благодаря раздражающему действию холода, кровь приливает от головы к ногам и основательно согревает их. В некоторых местностях дети простого народа настолько счастливы, что могут закалять себя таким образом сколько угодно. В северной Германии есть дети, которые никогда не имели чулок и разве только в сильный мороз надевают башмаки с деревянной подошвой. И как же здоровы эти дети! Вообще же лица, привыкшие ходить босиком, не простужаются даже и в том случае, если зимой им приходится ходить в продранных сапогах, в которые проникает вода.

Если теперь признана польза хождения босиком, то все-таки долго еще будут возражать, что дети богатых горожан могут ходить так разве только в комнатах или в собственных садах, так как иначе будет казаться «слишком по-нищенски», да и ноги будут грязны. В виду этого я указываю способ, дающий возможность и детям горожан закалять себя выставлением ног на воздух.

Пусть дети носят сандалии; они сохраняют ногу от сырости, грязи и поранений, облегчают натуральное развитие ноги во время развития самого ребенка и предотвращают таким образом уродование ног, развитие мозолей и пр., каковые недостатки обыкновенно приобретаются в детском возрасте Это была бы самая здоровая и красивая летняя обув (в комнате она пригодна и для зимы), так как ее можно было бы прикреплять цветными ленточками, которые выглядели бы так красиво на детских ножках и были бы во всяком случае красивее уродующих ногу и некрасивых кожаных сапог. Красивая и весьма здоровая одежда шотландцев, оставляющая голыми колена и икры, не только принята во многих местах, но стала даже модной, почему бы не сделаться модными детским сандалиям, которые еще здоровее, практичнее и красивее. В таких вещах суть дела заключается в том, чтобы с энергией произвести первый опыт. Если же вещь стала модной, то никто не находит, что она слишком бросается в глаза, наоборот, весь свет стремится подражать этому. Кто хочет воспитать своих детей крепкими и здоровыми, пусть тот не боится первоначального удивления глупой толпы, а примет делаемое мною предложение и тем доставит радости пользу своим детям. Я не знаю, например, более практичной обуви, хотя бы на время морских купаний, где дети обыкновено промачивают ноги, так что сапоги и чулки постоянно бывают мокрыми.

Что касается того, где достать такие сандалии, то несомненно, что всякий сапожник сделает их на заказ. Лучшим материалом надо считать пробку с подстилкой из кожи; сандалии следует вырезать по ноге, поставленной на пол, и снабжать небольшими задками, чтобы они лучше держались. Более других я могу рекомендовать так называемые гигиенические башмаки, райские башмаки (Gesundheitsschuhe Paradiesschuhe), так как их можно носить везде, не привлекая внимания. Если кто-либо не может достать их на месте своего жительства, то их (а равно и другие сандалии) можно выписывать через мою санаторию.

Те лица, которые не могут решиться на то, чтобы их дети носили сандалии, должны давать им возможность дома ходить босиком насколько возможно больше, а летом для прогулок надевать низкие башмаки из легкой материи (шелк, полотно) и вовсе не надевать чулок, т. е. ходить так, как в Бразилии ходят женщины и дети и что также здорово, как и красиво. Все это было уже однажды в моде и мы можем прочесть следующие слова в журнале «Journal das Luxus und der Moden» за 1803 год: «В Англии все дети не носят чулки. Хорошо было бы для блага детей ввести то, что тогда было модой. Надо сделать попытку! Благо детей стоит того.

 

Комментарии


Похожие статьи:
Предыдущие статьи:

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить