Главная страница
Кто на сайте
Сейчас 8 гостей онлайн
Объявления
Голосования
В статьях, опубликованных на сайте, для обозначения температуры используется градус Реомюра. Следует ли перевести величины в градусы Цельсия?
 
Посещаемость

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Дыхание; дыхательная гимнастика (искусство дыхания). Д-р Нимейер пишет об этом: насколько большинство людей у нас грешит против этого искусства, доказывает ничтожное количество дыхательных движений, замечаемое нами у взрослых. Действительно, в то время как новорожденный дышит не менее 44 раз в минуту, 5-ти летний ребенок ограничивается только 26 дыхательными движениями, а взрослый всего 16-ть в минуту.

Далее он говорит: господин Ломюллер. учитель гимнастики в Кельне, стал, под влиянием моих сообщений, изучать дыхательные движения по гимнастическому плану и дошел до виртуозности. Он демонстрировал мне результат своих исследований, и тут только я понял, в каком заблуждении находился я до сих пор, относительно вопроса о дыхании, и сколь ошибочные представления об этом я вынес из школы.

 

Я желаю теперь ознакомить всех с этим новым, единственно нервным учением о дыхательном искусстве, столь важном в жизни, и начинаю с того, что ставлю руководящим тезисом следующее: «Не дыши снизу вверх, а сверху вниз!». Многие читатели найдут выполнение этого крайне трудным, потому что им незнакомо необходимое при этом положение тела, и они скажут: «правило это легче высказать, чем выполнить». Для того, чтобы уяснить себе это положение, надо руководствоваться следующими рисунками: рис. 137. 1) Палка

(дыхательная палка Ломюллера) удерживается обеими руками; при этом ладони обращены к себе, а руки вытянуты по обеим сторонам вниз; это первый прием, «держание вниз». Положение гимнаста указано на рис. 137. 2) Сильным толчком приводят палку но второе положение — «держание вверх» (рис. 138), вследствие чего грудная клетка расширяется в продольном направлении. 3) из этого положения переходят в третье, «держание у затылка», при чем делают также энергичное сгибание локтевого сустава (рис. 139).

При исполнении выше названных простых приемов многие люди обнаруживают такую беспомощность что смешно и грустно становится, глядя на них: кривляясь и охая, они тянут направляемые стержнем верхние конечности в сторону, работают при этом всем телом, и все-таки им не удается и «держание у затылка», представленное на рис. 139. Те же, кому это удается, бывают так поражены, точно впервые видят свет, и при глубоком дыхании чувствуют, что у них спала тяжесть с груди, и что они как будто впервые дышат свободно после долгого промежутка.

Чтобы систематически объяснить это ощущение, я должен заме

тить что считаю «верхушечное дыхание (или дыхание верхними долями легких), (см. рис. 140), вызываемое данным движением, главным моментом дыхательного акта.

Люди вообще забыли манеру ходить, выпятив грудь, и могут научиться этому только при посредстве дыхательной палки и дыхательной гимнастики.

Поупражнявшись с палкой, можно со временем оставить ее продолжать дыхательные упражнения, просто поднимая руки кверху и складывая их за затылком, как это показано на рис. 141.

Искусство дыхания. С точки зрения гигиенической, метод этот возвращает нас только к естественному способу дыхания, которым младенец старается доставить себе побольше воздуха. Именно, если наблюдать, как младенец, особенно после ванны, закидывает голову назад упирается ножками и расширяет всю грудную клетку, можно сказать, он дышит всеми конечностями. Точнее говоря, тело приводится в данном случае в положение, при котором грудная клетка расширяется во всех направлениях и наполняется свежим воздухом.

Дыхательные движения находятся в полном соответствии с движениями членов организма, а потому все, так называемые, целесообразные, гимнастические, и воздушные упражнения (плаванье, беганье, езда верхом, катанье на коньках и т. п.), полезны для развития легких. Актом полного дыхания и называется тот акт, при котором легкое расширяется во всех направлениях, и все легочные клетки вентилируются.

Удерживание дыхания тоже очень важно и совершается следующим образом.

Данное лицо упирается руками в бедра, втягивает медленно и спокойно воздух, удерживает его насколько может и быстрым толчком совершает акт выдыхания. Во время удерживания воздуха следует считать про себя секунды, при чем окажется, что слабогрудый еле достигает до 10-ти, в то время, как человек с сильной и развитой грудью дойдет до 60-ти или 70-ти, а Ломюллор, например, даже до 100 и более.

Подобные упражнения называют «главным воздушным обедом», и они имеют весьма важное значение. Поэтому следует почаще и поосновательнее заниматься дыхательной гимнастикой на свежем, чистом воздухе, делать глубокие выдыхания и при этом, не прерывая выдыхания, считать, пока хватит сил; затем с закрытым ртом поднять плечи кверху и грудь выпятить вперед, втягивать воздух через нос. Теперь опять следует задержать воздух насколько возможно, опять считая, выдыхать, и повторять это раз 5—10 еже

дневно, всякий раз, когда есть возможность дышать хорошим воздухом. Всего целесообразнее это делать на открытом воздухе или у открытого окна, — и не трудно понять, какая это благодать, освободить кровь от вредных примесей, очистить ее и сделать противоустойчивой. Поэтому, при пребывании на открытом воздухе и, например, в поле или в лесу во время прогулок, следует, вместо того, чтобы курить сигару, петь лучше песню полной грудью, потому что сигара во рту делает просто невозможными сильное вдыхание и выдыхание.

Необходимо стараться вообще вдыхать воздух носом, а выдыхать ртом, потому что нос предназначен для дыхания, а рот для еды и питья.

После того, как обыкновенным полным дыханием достигнуто до известной степени развитие легких, можно далее упражняться при посредстве укрепителя рук, легких и груди (рис. 142 и 143). Эта высшая степень дыхательных упражнений предупреждает заболевания легких, являясь гимнастикой для легочных верхушек и укрепляя дыхательные мускулы. При этом выравниваются плоские втянутые над и подключичные пространства, наблюдаемые при так называемом узкогрудии. Санитарный врач д-р Павел Нимейер дает в приемные часы свои следующее предписание, для употребления этого универсального приспособления:

«вытяни прямо руки,

отведи их в сторону,

подними их над головой,

дай им опуститься сзади».

Теперь следует извлечение из публичной лекции санитарного врача д-ра Нимейера.

В противоположность общенародно принятому мнению, что вода и питье являются необходимейшим для жизни, ученье о здоровье считает воздух, или как открывший кислород выразился «жизненный коздух», за Гиппократовское «papulum vitae».

В то время, как глотание этого пищевого вещества совершается нормально у малоразвитых народов (указание на нубийцев), у народов культурных оно происходит до того неправильно, что они просто голодают от недостатка воздуха, они просто забыли дышать, разучились и становятся кандидатами на легочную чахотку. С течением времени в сознании людей прояснится настолько же понимание вреда от неправильного дыхания, насколько и уже существует сознание вреда от фальсифицированной пищи, и учение о здоровье считает это первым шагом к разрешению вопроса, потому что тогда явится охота к ознакомлению с искусством дыхания, т. е. с искусством по желанию и с известной системой пользоваться воздухом. Точно также, как мы доставляем ежедневно желудку несколько раз пищу, мы, прежде всего, должны таким же образом питать и легкие, т. е. упражняться в исполнении полного дыхательного акта, а для этого нам придется поучиться у новорожденных. В то время, как новорожденный расширяет грудь свою сверху вниз, мы, взрослые усвоили себе вредное дыхание снизу вверх и так привыкли к нему, что в буквальном смысле делаем безвоздушными наши легочные верхушки и подготовляем их к туберкулёзному процессу. Доктор наглядно объяснил, каким образом можно при посредстве гимнастики восстановить первоначальный нормальный тип дыхания, и, кроме полного дыхания, рекомендовал еще и удерживание дыхания. При своевременном и продолжительном упражнении в этом смысле, можно достигнуть уничтожения того всенародного, эпидемического зла, которое именуется кандидатурой на чахотку. В удерживании дыхания имеется, как некогда учил еще И. Кант, «универсальное средство самоизлечения», которое предупреждает многие заболевания, развивающиеся вследствие небрежного отношения к акту дыхания, как, например: астму, головную боль, кровотечение из носа, кровоизлиянии в полость легких, страдания печени и т. п.

 

Комментарии


Похожие статьи:
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить