Главная страница
Кто на сайте
Сейчас 44 гостей онлайн
Объявления
Голосования
В статьях, опубликованных на сайте, для обозначения температуры используется градус Реомюра. Следует ли перевести величины в градусы Цельсия?
 
Посещаемость

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Какова должна быть наша одежда.

Я хочу упомянуть здесь об одежде только вследствие того, что современное поколение нуждается в большой помощи в этом вопросе. Теперешняя одежда, не только слишком дорога, но кроме того изготовление ее отнимает массу времени и труда и в конце концов не удовлетворяет своей цели. Она уменьшает испарение тела, стягивает члены и все более и более отчуждает человека от воздуха. Ведь существуют, например, шапки респираторы, которые закрывают голову, шею и почти все лицо. Этого, право, нельзя иначе назвать, как бессмысленным и неестественным; оно делает наши современные условия совершенно обратными в сравнении с таковыми, в которых жили наши предки.

Древние германцы ходили с наполовину обнаженным телом и были вследствие этого закалены; они наверно, не мерзли, так как кожа их, вдыхающая воздух, развивала и выделяла достаточное количество теплоты. Право, у нашего современного поколения, закутанного до самого носа и похожого иногда на какую-то ходячую вешалку для платья, уже при одной мысли о германцах проходит дрожь по телу.

Если мы еще раз вернемся к вопросу о пищевых продуктах, то мы найдем, что Бог доставляет готовую пищу не только человеку и животным, но и растениям; ведь корни являются ртом растения, при помощи которого оно получает пищу из земли. Кроме пищи, Бог доставляет нам и вполне готовый напиток; везде мы находим ключи, которые приглашают нас освежиться прохладным питьем. Далее мы находим и воздух для дыхания вполне готовым; воздух является источником жизни, так как без него мы не можем прожить ни одной минуты и должны, возможно, более пользоваться этим элементом. Человек и животные вдыхают кислород и выдыхают углекислоту, а растения вдыхают углекислоту и выдыхают кислород. Все идет рука об руку и природа всегда заботится о том, чтобы удовлетворение наших жизненных потребностей не встречало никаких препятствий.

 

По отношению к образу жизни, согласному природе, я имел задачею лишь развернуть перед современным поколением такую картину, из которой оно могло бы увидать, как мог бы каждый жить, чтобы быть и оставаться вполне здоровым. Но я знаю, что сразу этого сделать невозможно. Сначала все люди должны просветиться в этом направлении, и когда всякий будет иметь правильный и естественный взгляд на вещи, тогда должен начаться медленно и постепенно процесс обратного развития от наших жизненных условий, крайне несовершенных, разрушающих здоровье, к более естественным. Я желал бы дать толчок к этому движению. Но для того, чтобы вырвать зло с корнем, необходимо, чтобы все знали зло во всем его объеме, а равно и путь к оздоровлению. Я желал бы, чтобы в этом смысле и смотрели на все предложения, которые я выше высказал.

Относительно того, как должен человек вообще устроить свою жизнь и урегулировать привычки, полезно заметить еще следующее. В течение дня ты не должен слишком долго вдыхать испорченный воздух мастерских, рабочих помещений и т. п. Воздух в ресторанах, трактирах, танцевальных залах и пр. бывает также очень нездоров. Ты должен, по крайней мере, несколько часов работать или делать движение на открытом воздухе; ты должен избегать стесненного сидячего положения; ты должен быть всегда весел и доволен, как дитя, и вообще испытывать много радостей. Шиллер в своих песнях воспевает радость, как божественную искру. 0, если бы мы, люди, умели пользоваться, как следует этим небесным даром, который природа предназначила для нас в большем количестве, чем какому-либо иному существу. Не природа, а само человечество несет вину в том, что мы недостаточно наслаждаемся этим даром. Я сомневаюсь, чтобы теперь нашлось много людей, как бы богаты и знатны они ни были, которые наслаждаются таким количеством радостей, какое природа предназначила для каждого отдельного человека.

Я обещаю многое, неправда ли? Но тот, кто имеет поручителем такого богатого раздавателя милостей, как природа, тот может' обещать более счастья и более радостей, чем теперь себе даже представляют. Величайшим благом, благодаря которому только и возможно наслаждение истинным счастьем, является постоянное здоровье. И за таковое поручается сама природа, если только мы будем уважать ее законы. Будем же жить приятно и вполне согласно законам природы и в конце концов мы уничтожим наследственную передачу зародышей болезней, что, конечно, произойдет после того как несколько поколений отживет свой век; тогда болезни, которые так удручают теперь человечество, станут почти немыслимыми и только тогда мы люди, начнем долго жить и нам будет обеспечена естественная смерть вследствие старческой слабости.

Хождение босиком также способствует укреплению здоровья.

К учению о здоровье надо сделать еще одно добавление. В известных кружках сочтут за сумасшедшего того, кто вздумает посоветовать в подходящее время года ходить босиком и держать голову и тело более открытыми; тем не менее, скажу тебе, дорогой читатель, что именно это и будет чрезвычайно полезно для твоего здоровья. Это далеко не так неловко, как, быть может, представляют себе некоторые обитатели дворцов. Посмотри на сель­ское население и особенно на сельских рабочих, на бедное рабочее население и особенно детей. Они учатся и привыкают уже с нежного детства ходить босиком и с открытой головой и делают то же и впоследствии, нисколько этим не стесняясь.

Спроси тех, которые привыкли с детства ходить босиком и ухаживать за кожей, болит ли у них когда-нибудь голова, зубы или горло и знакомо ли им ощущение ревматических болей. Эти люди только улыбнутся тебе в ответ. Они закалены и противятся всем переменам погоды, тогда как житель городов, спящий постоянно в теплой комнате и непомерно тепло одевающийся, боится малейшего дуновения ветерка. Тот, кто не враждует со свежим воздухом, т. е. дает ему обдувать свое тело, как того требует сама природа, тот не побоится один раз действительно сурового воздуха, да и тот не принесет ему вреда.

В виду того, что при теперешних условиях большинство людей не может и думать о том, чтобы ходить босиком, то следовало бы. по крайней мере летом, ходить. без чулок; этим значительно усилилось бы кожное испарение на ногах. Следует привыкать к неприятному впечатлению, ощущаемому в начале, и польза для здоровый не замедлит сказаться.

Примеры из жизни самого автора.

Как ошибается человек, как грешит он против собственного здоровья, я хочу показать на примере, взятых из собственной жизни. Родившись в деревне, я вел без перерыва до четырнадцатого года деревенскую жизнь, которая в известных отношениях лучше городской; я оставался целый день на воздухе, работал также вне дома и ел простую пищу сельского жителя и таким образом был недалек от правильного образа жизни. Когда же я попал в учение, дело пошло гораздо хуже. Когда я был учеником и подмастерьем, моя профессия требовала почти исключительного занятия в доме. Я опишу нашу жизнь в это время. Летом мы работали приблизительно с 6 часов утра и до сумерек, с перерывами за весь день не более как 1,5 часа. По воскресеньям работали также в среднем полдня. Работа была сама по себе тяжела, но для 15-летнего мальчика ее следовало считать непомерной, вызывающей переутомление. К этому надо добавить, что наше рабочее помещение лишь в редких случаях освежалось открыванием окон, вследствие чего пребывание в таком помещении было в высшей степени вредно для здоровья. Зимой наше положение было еще хуже. Работа начиналась между 7 и 8 часами утра и длилась до 11 часов вечера, а нередко даже и долее, и в исключительных случаях всю ночь. Если же теперь принять во внимание, что мы работали 67 часов подряд при свете в короткие, зимние дни, что мастерская служила спальней всему семейству, мастерам и ученикам, что в ней подолгу горело 6 — 7 масляных ламп, дышало и испаряло 8—10 человек, а на печке готовили обед и пр., то перед всяким думающим человеком предстанет такая обстановка, пребывание в которой прямо разрушающим образом действовало на наше здоровье. Новое и новое вдыхание все того же использованного воздуха, переполненного всевозможными испарениями, было прямым преступлением против легких, так как вместо кислорода они получали всякие испарения. Можно ли удивляться, что в таком гнезде всяких болезней, вследствие недостатка кислорода, лампы еле светили, а наша мокрота была черна от сажи? В виду этого не следует также удивляться, что лица, с детства росшие в таких нездоровых помещениях, в среднем, редко достигают тридцатилетнего возраста. Кто несет ответственность за такое печальное положение вещей? Прежде всего, и по большей части затрудненное материальное положение. Если бы плата за труд не была бы так жалка, то не приходилось бы так безмерно увеличивать число рабочих часов, да и мастер позаботился бы тогда, чтобы его семья имела особую жилую комнату, и т. д. Один тяжелый упрек можно сделать моему учителю-мастеру, это именно в том, что он не заботился о притоке столь дешевого продукта, как свежий воздух, Мастер, по неведению, ухудшал гигиенические условия нашей жизни и невероятно вредил здоровью своей семьи и всех своих подчиненных.

Еще один пример из того времени, когда я был уже подмастерьем. Я работал полных три года с тремя другими подмастерьями и по неведению или вследствие предубеждения, что ночной воздух вреден, мы проводили всю ночь в невентилированной каморке, со спертым воздухом, в таком пространстве, где едва устанавливались наши две кровати. Мы, однако, не решались отворять окон, несмотря на то, что воздух был таков, что буквально вытолкнул бы всякого свежего человека, вошедшего даже через несколько часов. Утром при открывании каморки из нее буквально вырывались испарения. Спанье в таком невентилированном помещении не укрепляет и не подбодряет, но только ослабляет и приносит вред, так как через несколько лет такой жизни человек может уже погибнуть. Таких примеров можно привести сотни; всегда окружающие условия уничтожают здоровье и счастье людей и притом еще так, что они сами и не понимают, где лежат основные причины и. каково их действие.

Пример того, как далеко могут идти некоторые люди на пути

самозакаления.

Несколько лет тому назад один путешественник по Америке привез несколько обитателей Огненной земли в Европу. Если не ошибаюсь, случилось в Мюнхене такое происшествие, что люди потихоньку ушли из-под надзора. Они дошли до пруда, пробили лед и купались при — 16°, да при шестнадцати градусах Реомюра ниже нуля. Ил, примерзший к ногам, оттаял только дома при более высокой температуре и спал с ног.

Хотя это купанье и не повредило им, все же мы не станем им подражать.

Мысли, относящиеся к главе «Предохранение от болезней».

Все хозяйки, отцы семейства и вообще все люди, преграждающие доступ ночному воздуху в спальни, скоро теряют эту боязливость, если только их достаточно поучить и просветить. С примерами в руках, подобными двум вышеприведенным, следует обратить внимание людей на особенный вред приносимый здоровью упорным преграждением доступа свежему воздуху. Действительнее всего, дело пошло бы в том случае если бы законодательство или местные власти взяли бы на себя разрешение этого вопроса. Если бы поучения явились сверху, и если бы на население было оказано известное давление, то скоро наступило бы заметное стремление к улучшению этого дела. К сожалению, господа врачи имеют еще слишком различные взгляды о пользе свежего воздуха, а если бы они стали зорко следить за тем, чтобы люди дышали чистым воздухом, то последствия этого были бы поистине чрезвычайно благодетельные. По счастью можно, по крайней мере, констатировать, что часть докторов медицины усвоила себе основы естественного метода лечения. Пусть же увеличится со временем их число ко всеобщему благу!

Часто говорят, что вот тот-то и тот-то живет вполне согласно природе и все-таки он постоянно болен, или не дожил до старости и т. п. Такие речи надо бросить, потому что они выставляют образ жизни, предписанный нам природой как нечто совершенно пустое и не заслуживающее внимания?

Здесь следует помнить, что большая часть людей тогда лишь начинает вести правильный образ жизни, когда их здоровье уже давно и вконец испорчено. Далее не надо забывать, что болезни и болезненность, благодаря порче соков, могут передаваться по наследству, и что человечество, несмотря на естественный образ жизни, может начать здороветь лишь весьма постепенно.

В виду этого ты не можешь выставлять в качестве примера таких опасно больных людей, так как обыкновенно такие люди начинают вести правильный образ жизни лишь тогда, когда болезнь начинает уже внушать опасения. Иначе твои суждения будут такт поверхностны, что ты будешь казаться слепым в глазах людей, имеющих более основательные суждения.

Все болезни и все боли, которые ты переносишь, дарят тебе окружающие тебя условия. Человек от природы не склонен к внутренним болезням, и они являются лишь последствием возвращенного образа жизни. Только снаружи, благодаря падению, толчкам и другим повреждениям, человек может получить поранения и боли. Можно ли, однако, сравнивать внешние боли и раны (если они очень тяжёлы, то скоро наступает смерть, а менее серьезные раны и повреждения залечивает сама природа) с внутренними болями и страданиями, мучащими тело целыми днями, месяцами и даже годами? Хотя живущие в настоящее время примитивные народы (так сказать, дети природы) и далеко уклонились от естественного образа жизни, все-таки они страдают гораздо меньше нас различными внутренними болезнями.

Подобно тому, как человек, не понимающий музыки, не испытывает наслаждения от музыки и пения, так точно и человек, не ведущий естественного образа жизни, не может себе представить естественную диету и правильный образ жизни. У обоих притуплены соответствующие чувства или же совершенно отсутствуют.

Человек сначала причиняет себе всякие болезни, благодаря всевозможному изнеживанию и боязнь воздуха и воды, а когда ему дадут в руки средства и рекомендуют вылечить себя ваннами, строгой диетой и пр., то он не доверяет этому способу лечения и вдобавок еще издевается над ним. Он ищет исцеления только от лекарств и не думает даже о том, как редко излечиваются ими болезни и как часто благодаря им возникают новые страдания. Каждый день раздаются молитвы: дай нам хлеб насущный, удовлетвори наши нужды, пошли здоровье, долгую жизнь, мир и покой и пр., и пр., почему же это молящееся человечество не стремится само добыть эти блага, и почему оно не ценит их? Бог дает их всем в изобилии, а если мы ими пренебрегаем, как это теперь часто случается, то мы сами виноваты в этом. Бог не станет делать чудес для излечения твоего расстроенного здоровья, но самоизлечивающая сила — этот драгоценный брильянт — находится в тебе самом и во всех людях, а равно и средства к излечению находятся в руках всякого разумного человека. Смело и с полным доверием будем вдыхать свежий воздух летом и зимой, днем и ночью. Я не стану сердиться на того, кто заранее не согласится с моими положениями и предложениями относительно естественного образа жизни, как, например: спать с открытыми окнами, принимать прохладные и тепловатые ванны, избегать вредных кушаний и напитков и т. п.; я же могу даже на него сердиться так как по опыту знаю, какое усилие надо сделать, чтобы принести в жертву старые и ставшие дорогими привычки в пользу у новых и лучших условий. Несколько лет тому назад я наверно стал бы издеваться над тем, кто бы мне посоветовал в целях укрепления здоровья спать с открытыми окнами, а теперь после многолетнего опыта не мог бы жить, если бы мне пришлось спать с закрытыми окнами. Поэтому пусть всякий, читающий эту книгу и считающий мои поучения справедливыми и полезными, шаг за шагом, а не сразу вступает на новый путь и отказывается от своих прежних привычек. Терпение, энергия и выдержка медленно, но верно приведут к полному сознанию и к цели. Чтобы быть и оставаться здоровым, недостаточно применить одно средство, но должен применяться полностью особый метод. При всяком принятии пищи, какая бы она ни была: зелень, суп, каша и пр., необходимо съедать кусок жесткого хлеба, чтобы была потребность жевать даже и при принятии жидкой пищи. Всякая пища только тогда хорошо переваривается, когда она очень хорошо пережевана и смешана со слюной. Здоровая невеста есть большое приданое для жениха, Все болезни надо лечить главным образом через нос и дыхательные пути. Расточение здоровья есть тоже, что и расточение имущества. Как и благодаря чему это совершается, люди обыкновенно почти и не знают, а берутся за ум лишь тогда, когда в большинстве случаев бывает уже слишком поздно. Разве ты бываешь ночью другим человеком или получаешь другие легкие, что говоришь, будто не можешь ощущать в них того свежего воздуха, который бывает в них в течение дня? Никто не пьет мутной, вонючей или загрязненной ядовитыми красками воды, а нечистый, испорченный, гадкий воздух, который также неприятен и вреден для здоровья, вдыхают даже чуть не с удовольствием в спальнях и других жилых помещениях. А знаешь, дорогой читатель, почему стало возможным подобное скверное обыкновение? Потому, что примеси, загрязняющие и отравляющие воздух, для нас незаметны.

Если бы вредные и дурные примеси воздуха были бы также заметны, как различные примеси в воде, то боязнь свежего воздуха днем и ночью исчезла бы очень быстро; не один человек пришел бы в ужас от того, что он, не задумываясь, вдыхает

Тогда начнут предпочитать свежий воздух и избегать испорченного. Взрослый человек вдыхает в минуту около 32 литров воздуха, таким образом, количество ежедневно вдыхаемого воздуха — воздушная пища для человека — гораздо важнее и значительнее, чем пища и питье. Как в этом отношении печально положение многих людей; стоит лишь заглянуть в спальни, на фабрики, в школьные помещения и пр. — везде испорченный, нечистый воздух. Особенно в школьных помещениях, где набирают в себя воздух многие маленькие легкие, необходимо сделать достаточные приспособления для того, чтобы приток воздуха соответствовал потребности в нем. Следует ли поэтому удивляться, что дети, пользовавшиеся цветущим здоровьем и регулярно подолгу остававшиеся в таком, испорченном, школьном воздухе, со временем становились бледными или приносили домой зародыши болезней.

Когда начинают понимать, каким благодеянием для легких является вдыхание свежего воздуха и какие неисчислимые блага доставляет естественный метод лечения, только тогда начинают удивляться, как это до сих пор не ступили на этот путь. Не следует забывать, что купанье в ванне есть только замена за неимением лучшего, натурального купанья (полного купанья), которое должно происходить в большем бассейне или в реке, чтобы купавшийся мог, как следует, расправить свои члены. Тогда начнет постепенно исчезать боязнь купанья и, наоборот, купанье станет удовольствием. Заметь себе, что человек живет не для того, чтоб есть, а ест для того, чтобы жить. Необходимый для согревания слой жира, а равно костяные массы, соки и силы, для образования которых многие считают необходимой мясную пищу, при строгой диете, согласной с природой, являются в более нормальном положении, чем то было при питании мясом. Таким образом, все положения, проводимые в защиту современного стола, оказываются неосновательными. Не следует, например, думать, что только тот человек не мерзнет, который окутан толстым слоем жира, наоборот, гораздо важнее закалить себя и иметь способность развивать теплоту кожи. Ты не должен в конец осмеивать мои основные положения, как бы чужды они тебе не были, наоборот, ради твоего собственного интереса, ты должен постараться ознакомиться с вполне правильными основными положениями естественного метода лечения. Поставить на правильный путь современное человечество, столь уклонившееся от законов природы, вдвойне трудно; весьма редко удается разрушить предрассудки и заблуждения, царствовавшие более тысячи лет, и заставить человечество поверить чему-либо вполне справедливому, но еще реже удается заставить одного человека бросить глубоко укоренившиеся вредные жизненные прав ила и пагубные страсти и изменить их на вполне естественные жизненные условия. Итак, еще раз повторяю: воспитывайте с самого начала правильно ваших детей! Оспопрививание далеко не заслуживает того доверия, которым оно пользуется у народа, оно не ограждает от оспы, как доказала статистика, и в тоже время, как раз при прививке оспы, передаются и распространяются самые дурные и опасные болезни.

Имеет ли оспопрививание какое-либо оправдание с точки зрения законов природы? Сохрани Бог! Как можем мы, люди, заслуживающие сожаления, воображать, что мы, с целью оградить людей от болезней, должны помогать нашими прививками премудрому Создателю, *который управляет не только людьми, но и землей и всем светом».

Дай Бог, чтобы поскорее исчезло и это заблуждение, принесшее столько бедствий, заразившее тяжелыми болезнями стольких детей и сведшее уже многих в могилу.

Как и при помощи какого метода следует лечить болезни?

Но настоящее время нам недостаточно знать, как оградить себя от болезней, но наш извращенный образ жизни требует знания того, как их лечить, так как благодаря ему болезни так же быстро размножаются, как грибы появляются из земли.

Чтобы убедить тебя в этом, я должен тебе сообщить, что все болезни, какого бы рода они ни были, излечиваются не докторами, не лечащими симпатическим способом, не последователями естественного метода лечения, но исключительно живущей в тебе жизненной силой, т. е. природой. Наша общая задача состоит вследствие этого лишь в том, чтобы, при появлении болезни, поддерживать природную силу данного субъекта, которая бы, благодаря этому, была в состоянии опять привести в порядок расстроившиеся жизненные процессы или, говоря иными словами способствовать окончательному выздоровлению. Вот все, что мы можем сделать в данном случае.

Теперь мы должны поставить вопрос: при помощи какого метода лечения мы можем наилучшим образом поддержать самоизлечивающую природную силу больного? При помощи медицинского лечения, симпатического лечения или естественного метода лечения? Новейшие научные данные из области лечения доказали и во всякое время могут вновь подтвердить, что только естественный метод лечения может оказать действительно достаточное влияние на природную самоизлечивающую силу. Это утверждение не есть пустые слова, и я иду далее с предложением, чтобы какой-нибудь даровитый медик вступил у постели тяжелобольного в состязание в деле его лечения, разумеется, избегая того, чтобы страсти разгорячались. Успехи, которые обнаружились бы тут, показали бы с достаточной ясностью; на чьей стороне правда и на чьей одно заблуждение. Сочинения Раусе, Мунде, Нимейера, Франке, Кнейппа, Куне и др. доказали с величайшей очевидностью, что естественный метод лечения, разумеется, в руках опытных и знающих руководителей, может оказать гораздо больше успехов, чем всякий иной метод лечения. В этой области достигнуты были даже прямо невероятные результаты, и описанием таких случаев можно наполнить целые тома.

Обратимся теперь к самому естественному методу лечения. Как только началась болезнь или же ты получил поранение, немедленно обнаруживается работа внутренней жизненной силы, направленная к тому, чтобы начался процесс выздоровления, чтобы болезненные начала выделились и все расстройства пришли в порядок; все это ты можешь точно наблюдать и во внешних проявлениях. Так, например, если ты обрежешься, ударишься или иначе получишь повреждение, то, как только прекратится кровотечение, немедленно начинается процесс выздоровления, руководимый природой. Независимо от того, предпринимал ли ты или врач какое-либо лечение данной раны, она сама начнет стягиваться. На ней образуется кожица, которая будет охранять открытую рану от проникновения грязи, от простуды и т. п. Эта защитная кожица будет утолщаться изо дня в день, и если в ране не осталась запекшаяся кровь, другие посторонние тела или грязь, и не противодействовали никакие внешние влияния, то пораненное место заживет само по себе в несколько дней, разумеется, если рана не была слишком велика.

И знаешь, кто заживил твою рану? Только одна живущая в тебе жизненная сила, твоя собственная природа. В виду этого не следует делать ничего, как только поддерживать эту силу в ее деятельности, что и имело место в данном случае, когда тебе промывали или спринцевали рану холодной или остуженной водой, а затем пере

вязали ее, для предохранения от вредных внешних влияний и боролись с могущим развиться воспалением при помощи прохлады или холода и т. п. Подобно тому, как природа стремилась залечить твои внешние повреждения, точно также с таким же умением поступают и при внутренних болезнях, только с тою разницей, что внутри и излечивающий процесс гораздо более скрыт от нашего контроля.

Если мы видели на этом примере, что мы не можем излечить болезнь, но только можем способствовать и помогать излечению, то мы должны из этого заключить, что, при наступлении острого заболевания, мы можем бороться с лихорадкой, жаром или воспалением нс при помощи лекарств, а исключительно при помощи охлаждающих, ванн, освежающих компрессов и напитков, облегчения доступа свежего воздуха и т. д., но, разумеется, при том условии, что в, данном случае вообще будет полезным бороться с лихорадкой и воспалением, так как лихорадка и воспаление суть также излечивающие факторы, которых не следует окончательно подавлять, как ты позднее увидишь.

То же самое имеет место в деле выделения и удаления из тела болезненных начал. Жизненная сила стремится или превратить болезненные начала, образовавшиеся вследствие извращенного образа жизни в мокроту или вытолкнуть их из тела при помощи кожных пор. Если мы пожелаем поддержать здесь природу, то мы должны, прежде всего, держать открытыми кожные поры или вообще стараться их открывать, чтобы через них могли выделиться болезнетворные начала. Далее мы должны стараться подготовить к этому выделительному процессу сухую и трескающуюся кожу, что достигается влажными охлаждениями и вновь производимым согреванием.

Нужнее всего вызвать обильный пот, благодаря чему наидействительнейшим образом удаляются из организма находящиеся в нем болезненные материи. После этого можно уже считать, что острая форма заболевания, сопровождавшаяся лихорадкой, устранена. Такую полезную поддержку мы никогда не можем оказать нашему телу при помощи лекарств или так называемых домашних средств.

То же самое имеет место при воспалениях, напр. воспалении легких, жабе, дифтерите и т. п. Здесь главная наша забота должна состоять в том, чтобы отвлечь слишком сильный прилив крови к воспаленным местам и направить кровь в здоровые части организма. Я, например, вылечить у своего ребенка воспаление легкого в 1,5, дня, так как оно было захвачено в начале. При помощи непрерывно действовавших возбуждающих обвертываний ног, я отвлек вниз приток крови, который обыкновенно бывает очень силен в к воспаленным частям, а с другой стороны на область легких, где ощущалась боль, я беспрерывно накладывал полотенца, намоченные в прохладной воде и умеренно отжатые; делалось это с той целью, чтобы вытеснить оттуда прилив крови и облегчить боли.

Лучшей помощью при запорах является применение клистиров. Если же запоры слишком упорны, то в руках последователя естественного метода лечения остаются еще другие средства. Таким образом естественный метод лечения есть наилучший метод лечения и имеет все преимущества по сравнению с другими. Во-первых, врач нашей школы, при начале всякой болезни, как бы опасна она ни была, никогда не будет в затруднении относительно выбора средств для лечения, так как на его знамени написано: все болезни излечимы, если только не имеет места атрофия какого-либо органа, опасная для жизни, или слишком значительное распадение отдельных тканей тела. Таких слов, полных надежды, медик не может сказать своим пациентам. Эта полная уверенность в излечении является необычайным преимуществом, как для врача нашей школы, так и для его пациента, который имеет полнейшее доверие к системе лечения.

Разумеется, необходимо, чтобы больной перед тем ее подвергался лечению медиков, и чтобы болезнь не сделала уже таких успехов, чтобы была уже смертельная опасность, так как если жизненная сила, т. е. стремление к самоизлечению, непомерно ослаблена, то во многих случаях даже и вмешательство врача нашей школы может остаться без результатов. Если же излечение удастся и в таком случае, то его с правом можно будет назвать чудесным.

Чтобы сказанное выше изречение: «врач, лечащий по естественному методу, излечивает все болезни» не вызвало какого-либо недоразумения, необходимо сделать следующее разъяснение: всякий пациент или окружающие его должны принимать во внимание два обстоятельства, а именно: какова болезнь и как долго она гнездится в данном организме. Важно это потому, что излечима всякая болезнь, но не всякий больной. Тот, кого можно еще излечить сегодня, завтра может быть неизлечимым. Невозможного не может сделать ни врач нашей школы, ни кто-либо иной, а потому помощь от болезни надо искать вовремя.

Пусть всякий, желающий наверняка и без вредных последствий излечить своего близкого, с полным доверием спешит к врачу нашей школы — и этот последний, наверно, поможет, если только вообще возможно исцеление. Процесс выздоровления будет идти по меньшей мере основательнее и вернее, чем если доктор медицины пропишет какие-либо пилюли.

Уже теперь мы имеем не малое число испытанных врачей нашей школы. К сожалению, однако, есть еще многие города и даже округа, где не имеется ни одного врача нашей школы. А знаешь, дорогой читатель, отчего это происходит? Представители медицинской науки составляют старую, но широко разветвленную общину, которая неправильно пользуется высоким уважением со стороны публики, склонной верить авторитетам. Их большому влиянию надо приписать то обстоятельство, что естественный метод лечения не сделал больших успехов; но виновато в этом также отчасти и равнодушие публики, вместо того, чтобы взять на себя высокую задачу заботиться о собственном душевном благе, принято предоставлять это врачам, а если в какую-либо семью и проникает весть об естественном методе лечения, то она сразу, по непонятной причине, наталкивается на предубеждение и только очень немногим приходит в голову хотя раз испытать благодеяния нашего естественного лечения.

С другой стороны, этот молодой еще метод лечения сделал со временем Раусе весьма существенные успехи. В наших рядах стоят уже многие выдающие доктора и профессора и весьма желательно, чтобы естественный метод лечения приобретал все более и более приверженцев среди докторов медицины и в конце концов оказался всецело в их руках.

Человек должен умирать от старческой слабости, а не от болезней.

Выше я сказал, что врач нашей школы, излечивает всякую болезнь, если он вовремя принялся за лечение, здесь кстати я должен. Еще упомянуть об одном глубоко укоренившемся заблуждении. Человечество, или, по крайней мере, известная часть его, и до сих пор убеждена, что на болезнь, от которой умирают пациент, следует смотреть, как на причину смерти, против которой не было никаких средств. Иначе сказать, думают, что смерть должна и может произойти только вследствие болезни. К сожалению, это ложное представление. Всякая смерть вследствие болезни есть ненормальная, неестественная смерть; такой смерти человек не должен   предназначил нам лишь один род смерти, без боли и болезни, вследствие старческой слабости. В настоящее время найдется много людей на всем земном шаре, которые умирают такою смертью,

В виду этого, нет такой болезни, которую бы следовало считать за наказание, посланное свыше, если она и поражает человека. Не Бог, по люди несут ответственность за многие случаи безвременной смерти, а потому мы должны стремиться опять стать на пути, согласные с законами природы: но до тех пор, как это случится, пройдет еще немало времени.

Предохранение от тяжелых болезней, сопровождаемых сильной болью.

и от возврата болезней.

Естественный метод лечения имеет еще следующее преимущество: пациент должен далеко не так долго переносить тяжелые болезни сопровождаемые сильной болью, а с другой стороны он гораздо более огражден от так называемого возврата болезни или осложнений. Все осложнения последствия, выздоровление длящееся неделями, отсутствие аппетита и пр., все это неизбежные последствия лекарств, которые, как известно, в большинстве случаев состоят из ядов, а вследствие этого и производят в организме значит?льные расстройства. Относительно действия лекарств я еще выскажу ниже свое суждение.

Есть и еще различные другие основания, говорящие в пользу естественного метода лечения. С одной стороны, человек, никогда не принимавший лекарств, не накопит в своем теле такого большого количества болезненных начал, как принимавший лекарства, а, следовательно, в нем не будет большого количества заразных начал и он будет менее склонен к заболеваниям. С другой стороны, можно, не задумываясь, давать пациенту те напитки и кушанья, которые, ему особенно хочется получить; я имею в виду, имению, свежие плоды, нераздражающее питание, а также свежий воздух, свежую сырую воду и освежающие купанья. Все это ускоряет выздоровление и является истинной отрадой для больного.

Многие врачи и простые смертные страдают тем предрассудком будто больным во время лихорадки и жара, никоим образом не следует делать охлаждающих ванн; для таких лиц весьма поучительно указать на те случаи, когда больные во время лихорадки и сильного жара вскакивали с постели и охлаждали себя или холодным воздухом, или кидались в холодную воду. После того, как их схватывали и опять укладывали в постель, обыкновенно наблюдался поворот к лучшему, вместо ухудшения, которого так опасались. Пациент начинал обыкновенно обильно потеть и с этого часа болезнь теряла опасный характер и выступало улучшенные состояния больного.

Излечение тифа благодаря невольному купанью в снегу и в реке.

Доктор медицины Рихтер рассказывает следующий случай в своем сочинении «Изложение аллопатического, гомеопатического и гидродиетического метода лечения»: «Молодой человек, 24 лет от роду, был болен 13 дней тяжелой формой тифа; совокупные усилия двух врачей не помогли и они признали, что пора послать за священником для последнего напутствия. Во время приготовления к причащению, больной очнулся от состояния спячки, в которую он был погружен уже более суток. Он внезапно вскочил как бы под влиянием дикого бреда, выскочил на улицу и бросился в снег лежавший слоем толщиною в фут, и, разумеется, пришел в близкое соприкосновениё со снегом. Больного принесли в постель совершенно мокрого и дрожащего от холода, а приглашенный врач объявил, что теперь уже исчезла всякая надежда на спасение и что смерть неизбежна после такой основательной простуды. Окружавшим больного показалось такое суждение врача более чем основательным, и, когда больной вскоре после этого заснул, то все были убеждены что он более уже не проснется. Но что же вышло?! Природная сила, бывшая недеятельной под влиянием раздражающих медикаментов и высокой температуры в комнате больного (доведенная до недеятельности нервная энергия), благодаря случайности, была освобождена от связывавших ее уз (была вновь вызвана к деятельности раздражающим действием холода и вызванными этим последним электрическими токами), вскоре на лбу спящего показались капли теплого пота, и после шести-восьмичасового сна больной проснулся уже выздоравливающим. «Кто бы мог это подумать?»—говорили лечившие его врачи и все окружавшие. А кто мог дать на это ответ и объяснение? Разумеется, не тот, кто считает болезнь какою-то вещью, которую можно так же устранить лекарствами, как чернильные пятна выводятся кислотой, но тот, кто благодаря тщательному изучению природы, убедился в том, что органическое существо заключает в себе самом те силы и средства, которые наверняка излечивают болезни, и что оно пускает в ход эти силы во всех случаях, когда внешние влияния того потребовали и не слишком ослабили их».

Другой случай рассказывает профессор д-р Мозлер в Грейсвальде в своем небольшом сочинении: «О диететике больных» (Грейсвальд, изд. Р. Шарф). На странице 13 мы читаем: «В прежнее время почти всем больным запрещали пить воду; во вредном действии воды были так убеждены, что заставляли больных в жару переносить сильнейшие мучения от жажды, но не решались смочить ни одной каплей воды их сухой, горящий язык. К счастью для страждущего человечества, постепенно взяли верх разумные, гуманные убеждения, особенно с тех пор, как физиология стала учить, что полный обмен веществ как в здоровом, так и в больном теле может совершаться лишь при помощи большого количества растворяющей жидкости. Вследствие этого, за небольшими исключениями почти всем больным разрешается пить воду — мало того, внешнее и внутреннее применение холодной воды стало даже важным лечебным средством».

Как был бы поражен врач, живший 50 лет тому назад, при виде современного лечения тифа, когда пациентам дают пить сырую воду, что в его время было запрещено, чуть не под угрозой смертной казни, — как был бы он удивлен, видя как накладывают на горящий лоб холодные компрессы, купают всего больного в холодной воде, и что все это больной переносит, не простужаясь. Во время моего студенчества в Праге в 1857 году, произошел замечательный случай (я, однако, не советую подражать данному случаю), показывающий, как мало расположены тифозные к простуде кожи. Тифозный больной, живший непосредственно около Молдавы, во время сильного лихорадочного жара, прыгнул с третьего этажа в бурливую и ледяную Молдаву, проплыл некоторое расстояние и, наконец, был перехвачен около Софийского острова на стороне малой Праги; его как следует обсушили, уложили в постель и он выздоровел весьма быстро. История похода в Россию также дает нам чрезвы­чайно ценные примеры. При отступлении Йоркского корпуса зимой 1812—13 года, по отчету полкового врача д-ра Кранца, выздоровело 300 человек из числа многих больных нервной лихорадкой, принадлежавших к первому восточно-прусскому пехотному полку, при чем всех больных везли на телегах укутанными в солому. Во время пути ни один не умер и только 30 человек пришлось оставить по дороге в госпиталях. В виду этого один весьма дельный врач д-р Гурльт в Берлине предложил перевозить тифозных больных, которых было немало и в последние войны, по железным дорогам в висячих койках в отдаленные госпитали. Пребывание в свежем воздухе, постоянная смена воздуха гораздо полезнее этим больным, чем большое скопление их поблизости театра военных действий, где накопляются все новые и новые заразные начала, способствующие дальнейшему распространению заразы. В этом отношении в последнюю войну многое было сделано прусским военным управлением. Что касается самого применения холодной воды при лечении тифа, то некоторые примеры показали, что таковое выполнимо даже при кажущихся неблагоприятных обстоятельствах и дает благоприятные результаты. Один из моих помощников д-р Рабе который имел случай много раз наблюдать в моей клинике благотворное влияние на тифозных больных холодной воды, прислал мне письмо от 30 июня 1866 года из полевого лазарета в Кеслине в Померании. Д-р Рабе сообщает, что в Кеслине было размещено в палатках до 10.000 австрийских военнопленных и что ему пришлось лечить до 150 раненых и до 100 больных разными болезнями, в числе которых было много тифозных; этих последних он заставлял по три раза в день купаться, по 15—30 минут, в речке Перзанте, протекающей через лагерь, и получались прекрасные результаты. Вот что сообщает д-р Мозлер:

Кто из нас не пережил бесконечной сердечной боли, вследствие того, что один или несколько членов семьи умирали от различных болезней. Сколько нужды, сердечной боли и печали бывало вследствие этого. Целые семьи гибли под давлением последующёй нужды. Тысячи детей, которые должны переносить тяжелое обращение мачехи или нелюбящего их отчима, сокрушаются о потере родителей, вдовы и вдовцы оплакивают мужей и жен. А ведь в большинстве случаев возможно было спасенье, если бы только родные знали, что существует естественный метод лечения и имели бы к нему доверие.

Общее преобразование тканей человеческого тела.

Прежде чем я перейду к практическим указаниям относительно естественного метода лечения, я хочу сказать еще несколько слов об одной причине, вследствие которой возникают многие болезни. Наука вполне установила, что человеческое тело находится в постоянной работе, направленной к выделению и новой выработке всех

соков, мяса и костей. Процесс этот называется обменом веществ. Предполагают, что этот процесс превращения, во время которого удаляются продукты распада из нашего тела, совершается в течение десяти лет. Таким образом, в этот срок наше тело совершенно обновляется, что многим из моих читателей, вероятно, не было известно.

Для соответствующей поддержки этого постоянного новообразования массы тела и процесса выделения отработавших веществ, человек должен, во-первых, заботиться о принятии подходящей пищи, а, во-вторых, о том, чтобы выделения совершались беспрепятственно. Для этой последней цели необходимо, чтобы весь наш организм ежедневно входил в соприкосновение с воздухом и водой, в виде воздушных и водяных ванн; это необходимо для того, чтобы эти элементы оказывали на кожу свое разлагающее действие и высасывали из кожных пор все, что должно быть отнято от тела.

 

Комментарии

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить